Важные изменения в законодательстве о тахографах в 2022 году

Две важные новости, которые касаются тахографов.

Во-первых, с 1 сентября 2022 года изменяется режим труда и отдыха водителей.

Во-вторых, так же с 1 сентября 2022 года начнёт действовать новая редакция Приказа Минтранса России от 28.10.2020 №440.

Разберём подробнее некоторые нововведения.



Режим труда и отдыха водителей*

Уточнения касаются учёта рабочего времени для водителей, являющихся индивидуальными предпринимателями и управляющими автомобилем самостоятельно – водителем не должно быть превышено нормальное количество рабочих часов за учётный период, равный одному месяцу.

Также уточняется, кем конкретно может быть увеличена продолжительность учётного периода – это определяет работодатель.

Уточняется формулировка, обозначающая водителей-вахтовиков: из неё исключается требование, что время ежедневной работы может быть увеличено до 12 часов исключительно работодателем. Требование действует в отношении водителей, которые работают в учреждениях здравоохранения, коммунальных служб, связи, вещателей и операторов общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси.

Разделение рабочего дня на части производится работодателем, а водители-ИП, управляющие автомобилем, делают это самостоятельно. При этом речь идёт не о календарных сутках, а о рабочем интервале, ограниченном 24 часами, в которые входит и время управления, и время отдыха. Этот «ежедневный период» начинается с момента начала рабочего времени водителя. Само время управления не должно превышать 9 часов за такой ежедневный период, однако можно увеличить его до 10 часов – но не больше двух раз за календарную неделю.


Новая редакция 440 приказа**

Планируется несколько изменений. Так, сроки вступления в силу обязательных требований согласно 247-ФЗ должны соответствовать устанавливаемым датам: 1 марта либо 1 сентября текущего года вступления в силу нормативного акта, в котором содержатся обязательные требования.

Основной текст изменений касается введения требований к новым тахографам, которые должны будут передавать данные в автоматизированную информационную систему «Тахографический контроль» — АИС ТК. Эти тахографы позволяют владельцу блока СКЗИ переставлять блок в другой тахограф и/или переставлять сам тахограф на другое транспортное средство.

Новые тахографы с функцией передачи данных должны будут передавать в АИС ТК следующую информацию:

  1. сведения о ТС, в котором установлен тахограф;
  2. данные о превышении скорости;
  3. о соблюдении режима труда и отдыха водителя.

Помимо этого расширение функционала коснётся акселерометра (который и сейчас имеется в блоке СКЗИ, но не используется при формировании данных о движении ТС) и дополнительной регистрации координат, привязанных к значительным событиям или манипуляциям с тахографом.

Кроме того, уточняется формулировка требования о регистрации времени: в текущей редакции предусмотрена регистрация «национальной шкалы», тогда как регистрировать нужно «время в национальной шкале» и его значения.

В пояснительной записке указано, что проект приказа не предусматривает обязанности замены тахографов, отвечающих действующим требованиям: то есть при его вступлении в силу не нужно сразу же менять старый тахограф на новый. Сам процесс замены тахографов будет регулироваться 196-ФЗ.

Предполагается, что установка тахографов с функцией передачи данных будет добровольной, а информация о фиксируемых нарушениях будет передаваться в АИС ТК без ее дальнейшего направления в информационные системы надзорных органов.


Заключение

Таким образом, основные изменения приказа №424 относятся к уточнениям формулировок для более однозначного понимания требований, а также введения регулирования в отношении водителей-ИП, управляющих автомобилем самостоятельно.

Что касается тахографов, то проектом приказа Минтранса приводятся в соответствие сроки вступления в силу обязательных требований, расширяются требования к тахографам с функцией передачи данных в АИС ТК, а также вносятся исправления для оптимизации работы тахографов: применение акселерометра, регистрация координат и времени.


ОБНОВЛЕНИЕ
Также Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.02.2022 № 27 «О внесении изменений в приложения №1, №2 и №3 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 28 октября 2020 г. №440» были внесены следующие изменения:

  • В карте предприятия и карте мастерской указываются данные представителя юрлица или ИП, действующего по доверенности.
  • Изменилось условное обозначение карты предприятия – «P» вместо «D».
  • Не оснащаются тахографами транспортные средства ГФС.
  • Разрешено оформлять 2 карты водителя и 2 карты мастерской, если дата начала действия второй карты наступает не ранее окончания срока действия первой карты.
  • Приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 января 2027 г.


Примечания:
* См. текст приказа по ссылке.
** На момент публикации существует только проект, который находится на рассмотрении.


Источники:
1. «Очередное изменение режимов труда и отдыха водителей» (ссылка)
2. «Требования к тахографам будут изменены в сентябре 2022 года» (ссылка)