Онлайн-контроль. Тахографы: цифровые, онлайн, АИС «Тахографический контроль»

1 сентября 2022 года вступает в силу приказ Минтранса (пока это только проект) о внесении изменений в приказ №440, большая часть которых посвящена внедрению онлайн-тахографов. В рамках этого законопроекта в нескольких крупных городах уже началось тестирование таких тахографов.


Что произошло?

Онлайн-тахограф, как и обычный тахограф, следит за режимом труда и отдыха водителя, за соблюдением скоростного режима. Суть в том, что если тахограф отметит какое-либо нарушение, он сможет автоматически выписать штраф нарушителю, однако во время тестирования штрафовать никого не будут. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что переход на новые онлайн-тахографы будет добровольным, а владельцы грузовых автомобилей и автобусов могут использовать уже установленные тахографы до истечения срока их службы. Сначала такие тахографы будут устанавливать на новые автобусы и троллейбусы.


– Введение в эксплуатацию онлайн-тахографов упростит процедуру контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителем. Информация, полученная при использовании такого тахографа, имеет юридическую силу. Главное отличие онлайн-тахографа от обычного в том, что он будет подсоединен к всемирной паутине и, таким образом, отпадет необходимость вручную проверять показания прибора. Тахограф будет в режиме реального времени передавать необходимую информацию в надзорные органы.

Алексей Двойных, генеральный директор ФБУ «Росавтотранс»


Краткая история тахографов

История тахографов начинается 19 декабря 1952 года, когда в Германии законом о безопасности дорожного движения все коммерческие авто грузоподъёмностью более 7,5 тонн стали в обязательном порядке оснащаться тахографами. Через год весь новый коммерческий транспорт и автобусы должен был быть оборудован тахографами.

Остальная Европа ввела обязательную установку тахографов в декабре 1985 года. В России тахографы стали обязательными для автомобилей классов М2, М3, N2 и N3 с 2013 года (приказ Минтранса России от 13 февраля 2013 года №36).

Отечественные онлайн-тахографы будут оснащены GSM-модемом для передачи всех событий, учтённых тахографом, в контрольно-надзорные органы в автоматическом режиме. Если связи в дороге нет, то тахограф передаст все собранные данные сразу, как только связь появится.


Автоматизированная система «Тахографический контроль»

Для обработки и хранения данных, полученных с онлайн-тахографа, была разработана автоматизированная система «Тахографический контроль» – АИС «ТК». Система состоит из нескольких разделов, они называются контурами: контур «Учёт», контур «Контроль», контур «Интеграция» и контур ЕСТР и т.д.

АИС «ТК» содержит перечень допущенного тахографического оборудования, установленного мастерскими, а также автоматизирует процессы различного рода:

  • ведение единой системы нормативно-справочной информации в части тахографического контроля;
  • межведомственный обмен данными и электронными документами;
  • информационное взаимодействие контрольно-надзорных органов;
  • контроль легитимности использования тахографа;
  • взаимодействие с информационными системами Ространснадзора и иных уполномоченных контрольно-надзорных органов.

Рис. 1. Схема информационного взаимодействия СКЗИ


В контуре «Учёт» содержится перечень моделей оборудования, СКЗИ, тахографов, мастерских и формирование отчётов. Так, в нём реализован поэкземплярный учёт каждой единицы тахографического оборудования с момента его изготовления до утилизации, с указанием всех статусов в привязке к каждой единице ТС и каждому водителю (дата, время, тип оборудования, статус, мастерская, транспортное предприятие и прочее).

Контур «Контроль» обеспечивает межведомственное взаимодействие и позволяет надзорным органам в режиме онлайн проверять данные карты водителя, тахографа, соблюдение режима труда и отдыха.

Контур «Интеграция» получает информацию о нарушениях из подсистемы «Приём, обработка и передача тахографических данных» и отправляет её в надзорные органы с применением системы межведомственного взаимодействия.

Контур «ЕСТР» разработан для европейской системы тахографического контроля. В него входят подсистемы сопровождения карт ЕСТР, контроля мастерских, сведений из сети TACHOnet, сертификатов, информационного обмена с надзорными органами.


Рис. 2. Работа АИС «ТК» и Системы межведомственного взаимодействия

Таким образом, планируемое внедрение онлайн-тахографов будет решать следующие задачи:

  • обеспечивать непредвзятый контроль – штрафы будут выписываться только по факту нарушения;
  • получение информации о местонахождении транспорта;
  • возможность самостоятельной замены блока СКЗИ и корректировки идентификационных данных с помощью карты предприятия;
  • расширение базы для аналитики и учёта в транспортных компаниях.

Рис. 3. Схема информационного взаимодействия ЕСТР

Тем временем, В Минтрансе уточняют, что принятие решений все же будет не полностью автоматическим: «К должностному лицу будут попадать только сведения, однозначно свидетельствующие о нарушении, но решение о назначении наказания будет принимать должностное лицо».

Так или иначе, эксперты сходятся во мнении, что введение онлайн-тахографов положительно скажется на безопасности дорожного движения. Но вместе с тем, отмечают и несколько моментов технического характера: например, будут ли тахографы сертифицироваться наравне с дорожными камерами – ведь если данные с камеры и с тахографа не совпадут, у кого будет приоритет? Нет ясности и с режимом труда и отдыха, если водитель, скажем, стоит в многочасовой пробке, изменились погодные условия или по пути не оказалось стоянки для отдыха.

По мнению председателя Ассоциации организаций в сфере развития тахографического контроля «Рустахоконтроль» Геннадия Мирошина сегодня инспекторы ГИБДД, принимая решение о вынесении штрафа, могут пойти навстречу водителю в случае незначительных нарушений. Онлайн-системы такие обстоятельства учитывать, скорее всего, не будут. Президент ассоциации «Грузоперевозки» Владимир Матягин также считает, что решить проблему труда и отдыха водителей с помощью онлайн-тахографов не удастся. Тем не менее есть примеры использования новой системы в Европе, где полиция останавливает грузовики в случае получения информации о нарушении норм режима труда и отдыха.

В своем отзыве на законопроект Минэкономразвития отметило, что проект был согласован без замечаний рабочих групп, а также были проведены консультации с бизнес-сообществом. На основании проведённой оценки в министерстве сделали выводы о том, что наличие проблемы (внедрение онлайн-тахографов) обосновано; в проекте акта не выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и приводящие к возникновению необоснованных расходов для физических и юридических лиц, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На момент публикации законопроект направлен на рассмотрение в Минюст, после чего будет сформулирован окончательный вариант приказа.


О нас

Компания «Инфо-Контроль» предлагает широкий спектр услуг в области спутникового мониторинга транспорта:

Остались вопросы? Звоните нам по номеру 8 800 7000 259 (бесплатно по России), напишите нам по адресу info@ic-company.ru, и мы постараемся помочь в решении ваших задач.


Что почитать?

  1. Тахографический контроль РФ – ФБУ Росавтотранс (rosavtotransport.ru)
  2. В сентябре 2022 года планируют начать переход на онлайн-тахографы (trans.ru)
  3. В режиме реального времени (transportrussia.ru)
  4. Как это работает. Тахограф (rostec.ru)
  5. Тахографический контроль: вчера, сегодня, завтра (transportrussia.ru)
  6. Цифровой контроль ужесточится (transportrussia.ru)
  7. Штрафы идут по приборам (kommersant.ru)