Приостановка выпуска карт ЕСТР. Как быть перевозчикам в такой ситуации?
С 8 августа в России временно приостановили приём заявок на выпуск и перевыпуск карт ЕСТР. Расскажем, что делать дальше.
Что случилось?
Производители сообщают о
нарушении цепочек поставок чипов для карт ЕСТР – такие чипы производятся в
Европе, и из-за санкций их перестали ввозить в Россию. Отечественные чипмейкеры
чипы для карт ЕСТР не делают.
При этом президент Ассоциации
транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль отмечает, что причина не
только в санкциях. По его словам, проблема с картами ЕСТР связана с пандемией
коронавируса, когда введённые странами жёсткие локдауны привели к нарушениям
ритмов процесса производства полупроводников и цепочек поставок. Это привело к
возникновению отложенного спроса, который после своего восстановления привёл, в
свою очередь, к дефициту производственных мощностей, повышению стоимости
производства. Перебои с поставками отмечались почти во всех странах ЕСТР, в том
числе в странах Евросоюза.
В силу того, что карты для
тахографов связаны с криптографией, а значит – с сертификацией на
соответствие требованиям информационной безопасности – круг производителей
заготовок и самих карт небольшой.
Ситуация усугубляется ещё и тем,
что затрагивает не только международных перевозчиков, но и тех, кто использовал
контрольные устройства ЕСТР на внутренних маршрутах. В России можно
использовать два вида тахографов: СКЗИ только для внутренних перевозок (Приказ Минтранса России №440) и контрольные устройства ЕСТР при наличии допуска к
международным перевозкам. Карты СКЗИ и ЕСТР не взаимозаменяемы и не совместимы
(подробнее
о картах для тахографов).
Что делать?
В зависимости от географии
перевозок возможны две ситуации: на внутрироссийских рейсах и на международных
направлениях.
Для внутрироссийских рейсов Минтранс
РФ подготовил официальный ответ на сложившуюся ситуацию, в котором уточняет,
что если карта водителя транспортного средства, допущенного к
международным перевозкам с тахографом ЕСТР, не находится в распоряжении
водителя по причине невозможности её изготовления, то водитель имеет право
использовать распечатку с тахографа, заполнив её в соответствии с регламентом
ЕСТР, включая приложение и добавления к нему, при осуществлении
внутрироссийских перевозок.
Короткий ответ: водители будут
вручную заполнять пустую распечатку с тахографа.
Инструкция по заполнению регистрационной ленты для тахографов ЕСТР
Чтобы не ставить под угрозу
безопасность дорожного движения в случае отсутствия карты водителя ЕСТР
предусмотрена ручная регистрация режимов труда и отдыха. При продолжении рейса
(начала следующей смены) водитель в начале каждой смены на протяжении рейса заполняет
идентификационные данные в соответствующих графах. В течение рабочей смены
водитель в местах стоянки также отмечает периоды времени управления, перерывов,
отдыха, другой работы и режимов готовности (для экипажа).
Порядок заполнения оборотной стороны распечатки при отсутствии карточки ЕСТР:
Перед рейсом нужно сделать суточную распечатку с тахографа.
Переверните ленту обратной стороной.
В ленте есть шапка её надо заполнить перед началом движения. Необходимо указать:
- фамилию, имя;
- номер карты (если карты нет, оставить пустым);
- госномер автомобиля;
- местоположение на момент начала смены;
- показания пробега на начало смены;
- текущую дату;
- подпись водителя.
В течение рабочей смены в местах стоянки нужно отмечать периоды времени управления (пиктограмма в виде руля), работы (пиктограмма в виде скрещенных молотков), готовности (изображение конверта), перерывов и отдыха (изображение стула).
Рис. 1. Пример заполнения распечатки тахографа
Рис. 2. Некоторые символы в цифровом тахографе |
Сетка по шкале времени содержит
24 часа (сутки) и допускает заполнение не более данного временного промежутка.
Для следующих суток необходимо отрывать следующий лист бумажной ленты.
Такой формат возможен только
при внутрироссийских перевозках.
Что дальше?
Впустить карту ЕСТР в России
временно нельзя. О том, когда появится такая возможность не знают ни в
Минтрансе, ни отраслевые эксперты.
Для внутренних перевозок необходимо заполнять распечатки. Если не заполнять, будет нарушение закона (Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 23.10.2020 №435) [9] и штрафы при проверке. Фиксировать режим труда и отдыха по-прежнему обязательно: при возможном ДТП с пострадавшими и жертвами, отсутствие фиксации обойдётся дорого. Кроме того, для внутренних перевозок лучше использовать тахографы и карты СКЗИ – тахографы и карты изготавливаются в России и не подвержены санкциям.
Что касается международных перевозок,
то однозначного ответа пока нет. На прошедшем 30 июня 2022 года совещании у
первого зампредседателя Правительства РФ А.Р. Белоусова обсуждалась, в том
числе, информация, предоставленная первым замминистра транспорта А.А. Костюком,
о рассмотрении опыта белорусской стороны и готовности российской инфраструктуры
на границе со странами ЕС в части введения механизма перецепки/перегрузки.
Каких-то конкретных рекомендаций на момент публикации материала найти не
удалось.
В то же время, на фоне обсуждения
странами Евросоюза вероятного запрета шенгенских виз гражданам России,
эстонские власти, ранее опубликовавшие своё решение, заявили о том, сделают
исключения из правила. В частности, под санкции не попадут сотрудники
диппредставительств, а также лица, осуществляющие международные перевозки или
имеющие право свободного передвижения по законам ЕС.
Таким образом, прекращение
выпуска карт ЕСТР в России скажется, в первую очередь, на международных
перевозках, поскольку на внутрироссийских рейсах водители будут заполнять
распечатку с тахографа вручную. Повторим – это не рекомендация, а обязанность
водителя, прописанная в законе.
Следите за информацией.
О нас
Компания «Инфо-Контроль» предлагает широкий спектр услуг в области спутникового мониторинга транспорта:
- надёжный мониторинг транспорта;
- бортовые терминалы, в том числе соответствующие постановлению Правительства РФ №2216;
- датчики уровня топлива;
- тахографы с мониторингом;
- карты водителя (СКЗИ), восстановление пин-кода карты водителя;
- спутниковый мониторинг объектов сельского хозяйства (агроконтроль);
- системы видеонаблюдения на транспорте.
Остались вопросы? Звоните нам по номеру 8 800 7000 259 (бесплатно по России), напишите нам
по адресу info@ic-company.ru, и мы
постараемся помочь в решении ваших задач.
Что почитать?
- Временная приостановка выпуска карт ЕСТР
- Эксперт: выход из ЕСТР не поможет решить проблему с картами для тахографов
- «Горячие головы предлагают выйти из ЕСТР». Как решить проблему нехватки карт для тахографов
- Официальные разъяснения обязательных требований, установленных пунктами 2, 4, 16 и 18 порядка выдачи карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ
- Распоряжение Министерства транспорта РФ от 4 августа 2022 г. № АК-198-р «Об утверждении официальных разъяснений обязательных требований, установленных пунктами 2, 4, 16 и 18 Порядка выдачи карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 октября 2020 г. № 435»
- Тахографический контроль ЕСТР
- Совещание у первого заместителя Председателя Правительства РФ А.Р. Белоусова по международным автомобильным перевозкам
- Эстония закроет границы для россиян с шенгенскими визами
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 23.10.2020 № 435