Приостановка выпуска карт ЕСТР. Как быть перевозчикам в такой ситуации?

С 8 августа в России временно приостановили приём заявок на выпуск и перевыпуск карт ЕСТР. Расскажем, что делать дальше.


Что случилось?

Производители сообщают о нарушении цепочек поставок чипов для карт ЕСТР – такие чипы производятся в Европе, и из-за санкций их перестали ввозить в Россию. Отечественные чипмейкеры чипы для карт ЕСТР не делают.

При этом президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль отмечает, что причина не только в санкциях. По его словам, проблема с картами ЕСТР связана с пандемией коронавируса, когда введённые странами жёсткие локдауны привели к нарушениям ритмов процесса производства полупроводников и цепочек поставок. Это привело к возникновению отложенного спроса, который после своего восстановления привёл, в свою очередь, к дефициту производственных мощностей, повышению стоимости производства. Перебои с поставками отмечались почти во всех странах ЕСТР, в том числе в странах Евросоюза.

В силу того, что карты для тахографов связаны с криптографией, а значит – с сертификацией на соответствие требованиям информационной безопасности – круг производителей заготовок и самих карт небольшой.

Ситуация усугубляется ещё и тем, что затрагивает не только международных перевозчиков, но и тех, кто использовал контрольные устройства ЕСТР на внутренних маршрутах. В России можно использовать два вида тахографов: СКЗИ только для внутренних перевозок (Приказ Минтранса России №440) и контрольные устройства ЕСТР при наличии допуска к международным перевозкам. Карты СКЗИ и ЕСТР не взаимозаменяемы и не совместимы (подробнее о картах для тахографов).

 

Что делать?

В зависимости от географии перевозок возможны две ситуации: на внутрироссийских рейсах и на международных направлениях.

Для внутрироссийских рейсов Минтранс РФ подготовил официальный ответ на сложившуюся ситуацию, в котором уточняет, что если карта водителя транспортного средства, допущенного к международным перевозкам с тахографом ЕСТР, не находится в распоряжении водителя по причине невозможности её изготовления, то водитель имеет право использовать распечатку с тахографа, заполнив её в соответствии с регламентом ЕСТР, включая приложение и добавления к нему, при осуществлении внутрироссийских перевозок.

Короткий ответ: водители будут вручную заполнять пустую распечатку с тахографа.

 

Инструкция по заполнению регистрационной ленты для тахографов ЕСТР

Чтобы не ставить под угрозу безопасность дорожного движения в случае отсутствия карты водителя ЕСТР предусмотрена ручная регистрация режимов труда и отдыха. При продолжении рейса (начала следующей смены) водитель в начале каждой смены на протяжении рейса заполняет идентификационные данные в соответствующих графах. В течение рабочей смены водитель в местах стоянки также отмечает периоды времени управления, перерывов, отдыха, другой работы и режимов готовности (для экипажа).

Порядок заполнения оборотной стороны распечатки при отсутствии карточки ЕСТР:

Перед рейсом нужно сделать суточную распечатку с тахографа.

Переверните ленту обратной стороной.

В ленте есть шапка её надо заполнить перед началом движения. Необходимо указать:

  • фамилию, имя;
  • номер карты (если карты нет, оставить пустым);
  • госномер автомобиля;
  • местоположение на момент начала смены;
  • показания пробега на начало смены;
  • текущую дату;
  • подпись водителя.

В течение рабочей смены в местах стоянки нужно отмечать периоды времени управления (пиктограмма в виде руля), работы (пиктограмма в виде скрещенных молотков), готовности (изображение конверта), перерывов и отдыха (изображение стула).

 

Рис. 1. Пример заполнения распечатки тахографа
 


Рис. 2. Некоторые символы в цифровом тахографе


Сетка по шкале времени содержит 24 часа (сутки) и допускает заполнение не более данного временного промежутка. Для следующих суток необходимо отрывать следующий лист бумажной ленты.

Такой формат возможен только при внутрироссийских перевозках.

 

Что дальше?

Впустить карту ЕСТР в России временно нельзя. О том, когда появится такая возможность не знают ни в Минтрансе, ни отраслевые эксперты.

Для внутренних перевозок необходимо заполнять распечатки. Если не заполнять, будет нарушение закона (Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 23.10.2020 №435) [9] и штрафы при проверке. Фиксировать режим труда и отдыха по-прежнему обязательно: при возможном ДТП с пострадавшими и жертвами, отсутствие фиксации обойдётся дорого. Кроме того, для внутренних перевозок лучше использовать тахографы и карты СКЗИ – тахографы и карты изготавливаются в России и не подвержены санкциям.

Что касается международных перевозок, то однозначного ответа пока нет. На прошедшем 30 июня 2022 года совещании у первого зампредседателя Правительства РФ А.Р. Белоусова обсуждалась, в том числе, информация, предоставленная первым замминистра транспорта А.А. Костюком, о рассмотрении опыта белорусской стороны и готовности российской инфраструктуры на границе со странами ЕС в части введения механизма перецепки/перегрузки. Каких-то конкретных рекомендаций на момент публикации материала найти не удалось.

В то же время, на фоне обсуждения странами Евросоюза вероятного запрета шенгенских виз гражданам России, эстонские власти, ранее опубликовавшие своё решение, заявили о том, сделают исключения из правила. В частности, под санкции не попадут сотрудники диппредставительств, а также лица, осуществляющие международные перевозки или имеющие право свободного передвижения по законам ЕС.

Таким образом, прекращение выпуска карт ЕСТР в России скажется, в первую очередь, на международных перевозках, поскольку на внутрироссийских рейсах водители будут заполнять распечатку с тахографа вручную. Повторим – это не рекомендация, а обязанность водителя, прописанная в законе.

Следите за информацией.

 

О нас

Компания «Инфо-Контроль» предлагает широкий спектр услуг в области спутникового мониторинга транспорта:

Остались вопросы? Звоните нам по номеру 8 800 7000 259 (бесплатно по России), напишите нам по адресу info@ic-company.ru, и мы постараемся помочь в решении ваших задач.

 

Что почитать?

  1. Временная приостановка выпуска карт ЕСТР
  2. Эксперт: выход из ЕСТР не поможет решить проблему с картами для тахографов
  3. «Горячие головы предлагают выйти из ЕСТР». Как решить проблему нехватки карт для тахографов
  4. Официальные разъяснения обязательных требований, установленных пунктами 2, 4, 16 и 18 порядка выдачи карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ
  5. Распоряжение Министерства транспорта РФ от 4 августа 2022 г. № АК-198-р «Об утверждении официальных разъяснений обязательных требований, установленных пунктами 2, 4, 16 и 18 Порядка выдачи карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 октября 2020 г. № 435»
  6. Тахографический контроль ЕСТР
  7. Совещание у первого заместителя Председателя Правительства РФ А.Р. Белоусова по международным автомобильным перевозкам
  8. Эстония закроет границы для россиян с шенгенскими визами
  9. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 23.10.2020 № 435