Блок СКЗИ: как обеспечивается защита данных в тахографе


Хотите разобраться в работе криптографического модуля тахографа? Рассказываем о сроках действия, правилах замены и активации блока СКЗИ, а также о том, как избежать штрафов и обеспечить надёжную защиту данных.

  • Что такое блок СКЗИ и зачем он нужен
  • Как происходит замена и активация
  • Причины выхода из строя
  • Ответы на частые вопросы
Узнайте, как правильно обслуживать блок СКЗИ и избежать распространённых ошибок!

Содержание:
  1. Что такое блок СКЗИ?
  2. Замена блока СКЗИ
  3. Почему блок СКЗИ может выйти из строя?
  4. Часто задаваемые вопросы
  5. Полезные ссылки


Что такое блок СКЗИ?


Аббревиатура СКЗИ расшифровывается как «средство криптографической защиты информации». Блок устанавливается в тахограф и отвечает за аутентификацию водителя, подтверждение квалифицированной электронной подписи, защиту информации.

Блок СКЗИ тахографа ещё называют «навигационно-криптографическим модулем» – НКМ.

Приказ Минтранса №440 от 28 октября 2020 года утвердил требования к тахографам – обязательное наличие блока СКЗИ для цифровых тахографов, устанавливаемых на автобусах и грузовиках (см. Приложение 1).

За управление транспортным средством без тахографа, выпуск на линию ТС без тахографа, а также несоблюдение норм времени управления транспортным средством предусмотрены штрафы (Табл. 1).

Табл. 1.
Водитель Должностное лицо Юрлицо ИП
от 3000 до 5000 рублей от 7000 до 10000 рублей от 20000 до 50000 рублей от 15000 до 25000 рублей

Замена блока СКЗИ

Срок действия блока СКЗИ – три года с момента активации. После этого необходимо проводить процедуру плановой замены. Узнать срок действия блока СКЗИ можно на распечатке с тахографа (рис. 1).

Рис. 1. Пример распечатки с тахографа с ожидаемой датой замены блока СКЗИ (НКМ)


Внеплановая замена может возникнуть по разным причинам:
  • внесение изменений в регистрационные данные ТС;
  • смена владельца или собственника;
  • смена госномера;
  • перенос тахографа с одного ТС на другое;
  • поломка тахографа;
  • неисправность блока СКЗИ (рис. 2, рис. 3).

Рис. 2. Пример распечатки с тахографа с указанием на неисправный блок СКЗИ: «-Криптопроц. не готов», «-Часы – отказ»


Рис. 3. На фото: на дисплее верхнего тахографа отсутствует пиктограмма СКЗИ, что говорит о неисправности блока

Блок СКЗИ активируется вместе с конкретным тахографом, на конкретное транспортное средство. Поэтому при смене каких-либо данных требуется его замена. Блок СКЗИ нельзя перенести на другой тахограф (только вместе с тахографом на другое ТС, но в этом случае блок СКЗИ всё равно подлежит замене).


Как происходит активация тахографа с блоком СКЗИ?

  • Подготовка к процедуре активации тахографа: получение квалифицированной электронной подписи, личный кабинет в ФБУ «Росавтотранс», доверенность. Перед активацией тахографа с блоком СКЗИ необходимо создать личный кабинет на портале ФБУ «Росавтотранс», если он ещё не создан. В личном кабинете надо заполнить форму и создать машиночитаемую доверенность (то есть заполнять доверенность от руки нельзя!), которую и нужно будет подписать квалифицированной электронной подписью.
  • Как проходит активация тахографа: доверенность на ответственное лицо. Для активации тахографа необходимо оформить доверенность на своего представителя – физическое лицо, на которое будет выпущен сертификат электронной подписи НКМ. Доверенность оформляется в личном кабинете на портале ФБУ «Росавтотранс» в электронном виде с использованием квалифицированной электронной подписи руководителя автопредприятия в соответствии с прилагаемой инструкцией: скачать инструкцию в PDF.
После подписания доверенности квалифицированной электронной подписью необходимо предоставить следующие документы непосредственно для активации тахографа:
  • юрлица: ИНН организации (номер), ОГРН, свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) или ПТС, доверенность на уполномоченного лица или представителя компании установленного образца. Дополнительно от представителя: его паспорт, СНИЛС, ИНН;
  • ИП: паспорт, СНИЛС, ИНН (номер), свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) или ПТС, ОГРНИП – необходимо личное присутствие;
  • физлица: паспорт, СНИЛС, ИНН (номер), свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) или ПТС – необходимо личное присутствие.
Блок СКЗИ активируется для одного тахографа и закрепляется за единственным владельцем и транспортным средством. Передавать блок СКЗИ другому владельцу и устанавливать тахограф на другое ТС категорически запрещено!
Срок действия блока СКЗИ – три года с момента активации. После его истечения блок СКЗИ подлежит замене.

 

Почему блок СКЗИ может выйти из строя?


Блок СКЗИ может выйти из строя по нескольким причинам:
  • заводской брак;
  • при повреждении тахографа (например, в ДТП);
  • если водитель не вынимает карту в конце смены;
  • при работе РЭБ.

Разберём каждый случай подробнее. Так, гарантия на тахограф и блок СКЗИ – это разные вещи. Гарантия на блок СКЗИ составляет 12 месяцев с даты активации, но есть нюанс – не позднее 15 месяцев с даты производства блока СКЗИ. Чтобы выяснить, является ли случай гарантийным, необходимо обратиться в сертифицированную мастерскую (ООО «Инфо-Контроль» зарегистрирована в реестре ФБУ «Росавтотранс» под номером РФ1506). Специалисты отправят блок СКЗИ на диагностику на завод-изготовитель, учитывая гарантийные сроки. Если случай гарантийный, то мастерская меняет блок СКЗИ бесплатно. Самостоятельно менять блок СКЗИ запрещено.

Случай из практики. Транспортное предприятие приобрело машину с завода, в которой был установлен, но не активирован, тахограф. Предприятие зарегистрировало ТС и обратилось в мастерскую за активацией тахографа. Через год вышел из строя блок СКЗИ. Транспортное предприятие снова обратилось в мастерскую – с момента активации прошло меньше 12 месяцев. Но завод-изготовитель отказал в гарантийном случае, поскольку блок СКЗИ был изготовлен 21 месяц назад, а гарантийный срок составляет 15 месяцев с момента изготовления блока СКЗИ.

Если водитель не вынимает карту в конце смены, то завод-изготовитель увидит это при диагностике блока СКЗИ и признает случай негарантийным (согласно приказу Минтранса №440), поэтому мы рекомендуем не затягивать с процедурой и честно признаться, если так и было – это сэкономит всем много времени.


Средства РЭБ могут влиять на работу блока СКЗИ и вывести его из строя (типичная ситуация – рассинхронизация элементов блока СКЗИ, см. рис. 2). В этом случае процедура по замене будет точно такая же, как при обычной диагностике – завод признает случай гарантийным, если будут соблюдены сроки.


Часто задаваемые вопросы

О цифровой подписи, «Госуслугах» и безопасности

Вопрос: Можно ли подписывать картой документы?
Ответ: Нет, нельзя. Смысл электронной подписи, которая выпускается удостоверяющим центром, в том, что этот сертификат используется только для доступа к информации, находящейся в защищенной памяти карты и в блоке СКЗИ тахографа. Подписывать таким сертификатом какие-то другие документы технически невозможно.
См. Приказ ФСБ России от 27 декабря 2011 года №796 «Об утверждении требований к средствам электронной подписи и требований к средствам удостоверяющего центра».

Вопрос: На моё имя пришло уведомление на портале «Госуслуги» о том, что была выпущена электронная подпись. Но я не заказывал её.
Ответ: Так и должно быть. При заказе карты тахографа и активации блока СКЗИ пишется заявление на создание и выдачу квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи. Этот сертификат записывается на носитель ЭЦП – в данном случае это карта или блок СКЗИ тахографа.


Обратите внимание! ЕСИА хранит только информацию о сертификате.


См. Приказ Минтранса РФ от 28 октября 2020 г. №440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».

Вопрос: Что такое удостоверяющий центр?
Ответ: Удостоверяющий центр – это юридическое лицо, которое выдает сертификаты ключей проверки электронной подписи. Все заявления на выдачу карт принимает единственный удостоверяющий центр – УЦ «АТЛАС-КАРТ». По регламенту подать заявление в удостоверяющий центр можно лично или через доверенное лицо (ООО «Инфо-Контроль»). Заявление подписывается лично.

Вопрос: Почему сертификат действует 15 лет?
Ответ: Сертификат ключа проверки электронной подписи действует 15 лет. Это необходимо для проверки факта действительности данной электронной подписи на момент подписания, после истечения срока действия ключей ЭП. Применение электронной подписи возможно в течении срока их действия (карты/блока СКЗИ), а проверить данную подпись возможно в течении 15 лет.

Вопрос: Могу ли я быть уверен, что сертификат не будет использован кем либо, без моего ведома для различных махинаций?
Ответ: Безусловно. Сертификат – это документ (в том числе и распечатанный на бумаге), подтверждающий, что средство формирования электронной подписи и ключ проверки электронной подписи принадлежат конкретному владельцу, чьи данные указаны в сертификате. Созданный сертификат ничего не подписывает.
Информация в картах для тахографа и блоках СКЗИ защищена квалифицированной электронной подписью (см. Приказ Минтранса РФ от 28 октября 2020 г. №440), которая разрабатывается в соответствии с Приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 года №66 «Об утверждении Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005)».
То есть и карты, и блок СКЗИ (НКМ) содержат средства формирования электронной подписи. Загрузка сертификата означает, что это средство и создаваемые им квалифицированные подписи принадлежат конкретному владельцу, на чьё имя был выдан квалифицированный сертификат.

Полезные ссылки


О нас

Компания «Инфо-Контроль» (мастерская РФ1506) предлагает замену и активацию блока СКЗИ (НКМ), активацию и калибровку тахографа. Наши специалисты проведут диагностику и активацию. При необходимости можно выполнить выездную активацию. Калибровка – бесплатно.
Позвоните сегодня 88007000259 доб. 3 или напишите в чат +79697791694 и получите консультацию по всем вопросам.

Компания «Инфо-Контроль» предлагает:

Звоните 88007000259 (звонок по России бесплатный), напишите нам в чат +79697791694 (WhatsApp), оставьте заявку на сайте ic-company.ru, почтой info@ic-company.ru или заполните форму обратной связи по ссылке.