Онлайн-тахограф: будущее уже (почти) здесь



Сегодня в нашем обзоре – онлайн-тахограф. Что это такое, в чём отличие от обычного тахографа, какие требования к ним и что будет дальше – в нашем обзоре


Онлайн-тахограф: что это?

Минтранс в своём приказе №343 от 1 сентября 2022 года определяет онлайн-тахограф как «бортовое устройство с функцией передачи данных» в защищённом от вскрытия опломбированном корпусе. В приказе перечислены компоненты:

  • Блок СКЗИ тахографа – автоматически формирует, подписывает квалифицированной электронной подписью водителя и передаёт в зашифрованном и некорректируемом виде информацию, регистрируемую тахографом, в информационную систему «Тахографический контроль»;
  • Конструктивный блок – собственно, где будет размещён блок СКЗИ;
  • Связной модуль – иными словами, модем;
  • Датчики ускорения;
  • Разъём для подключения антенны для приёма и передачи сигналов GSM/GPRS;
  • Слот для сим-карты.


Основные функции и принципы работы

Очевидное отличие от простых тахографов с блоком СКЗИ – наличие модема и SIM-карты. Помимо этого, предполагается, что онлайн-тахограф будет не только передавать собранные данные в информационную систему, но и станет своего рода хабом спутникового мониторинга в автомобиле.

Так, с помощью онлайн-функций можно будет использовать данные о местоположении транспорта, получать дополнительную информацию для аналитики – что, в целом, должно оказать положительный эффект на управление автопарком. Вместо нескольких приборов (тахографа и ГЛОНАСС-трекера) все функции по спутниковому мониторингу транспорта возьмёт на себя онлайн-тахограф.

Перспективы, конечно, воодушевляют, но есть и моменты, на которые нужно обратить внимание. В первую очередь, переоснащение большого автопарка может серьезно сказаться на финансах. Эксперты отмечают также и возможные погрешности в условиях плотной городской застройки. Не лишним будет подумать и о безопасности открытых каналов связи.


Что говорит закон?

Приказ Минтранса №343 вводит дополнения в Приказ №440 в части определения онлайн-тахографа, его функционала и требований как таковых. В этом году обязательная установка онлайн-тахографов не предполагается, поскольку для этого необходимо доработать законодательную базу. Но в том, что такая работа будет сделана сомнений нет.

Важно учитывать, что штрафы будут «автоматизированными». Информационная система «Тахографический контроль» будет автоматически обрабатывать эту информацию, в неё будет передаваться полная информация об автомобиле, его собственнике, водителе, скорости ТС в любой момент времени, соблюдение водителем режимов труда и отдыха.

В общих чертах, механизм следующий: правонарушения фиксируются в автоматическим режиме, информация о них передается в АИС ТК, которая, в свою очередь, будет передавать её дальше в контрольный (надзорный) орган. Ассоциация по содействию безопасности автотранспортной деятельности «Тахографический центр» приводит по этому поводу Постановление №20 от 25 июня 2019 года Пленума Верховного суда РФ, который определил требования к доказательной базе:

«<…> технические средства, работающие в автоматическом режиме, должны быть сертифицированы, в частности, в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с документами, регламентирующими порядок применения этих средств. В описании типа средства измерения должны быть определены метрологические характеристики, раскрыт алгоритм работы программного обеспечения по выявлению и фиксации административного правонарушения, определен перечень выявляемых правонарушений». 


Перспективы и прогнозы

Как уже отмечалось выше, онлайн-тахограф позволит провести интеграцию в системы спутникового мониторинга транспорта – онлайн-тахографы могут стать частью единой телематической платформы по управлению автопарком.

Всё это позволит совместить в одном устройстве данные о работе транспортного средства и водителя, а система криптографической защиты информации обеспечит регистрацию, хранение и передачу этих данных в некорректируемом виде.

Установка систем оценки состояния водителя также положительно скажется на транспортной безопасности. Тахограф, получив информацию о состоянии водителя (усталость, снижение уровня реакции, потеря адекватной оценки дорожной ситуации), направит её владельцу и запустит режим воздействия на водителя, чтобы привести его в работоспособное состояние. Всё же, главная задача – обеспечить безопасность на дороге.

Некоторыми экспертами проговаривалась дата перехода на онлайн-тахографы не ранее 2026 года, при этом планируется устанавливать онлайн-тахографы на новые автомобили, в то время как на старых авто переход будет постепенным – пока не выйдет срок эксплуатации старых тахографов.


Группа компаний «Инфо-Контроль» предлагает полный цикл обслуживания тахографов вашего автопарка: установку и калибровку тахографа, замену и активацию блоков НКМ  (СКЗИ), оформление карт водителя для тахографов СКЗИ.


Источники:

  1. Онлайн-тахограф // Omnicomm.pro
  2. Ассоциация по содействию безопасности автотранспортной деятельности «Тахографический центр»
  3. «Ростех разработал первый в России онлайн-тахограф на отечественной ЭКБ»
  4. ИЗКТ. Что из себя представляет онлайн-тахограф?